Овердоз – несомненно, достаточно противоречивая часть серии, которую коротко можно охарактеризовать как «Пейнкиллер с шутками и прибаутками» или шаг в направлении Serious Sam». Но обо всем по порядку.
Эта часть всегда будет занимать особое место в моем сердце. Прежде всего, благодаря главному герою. В наш век «молчаливых протагонистов», в принципе большая редкость - встретить игру, где тебя помещают не просто в тушку ничем не примечательного рэмбо, а персонажа, обладающего характером, некоторыми отличительными чертами и даже занимательной биографией(!). Белиал – настоящий маргинал, в школе учился плохо, начал играть в орлянку, связался с пиратами и покати... нда... Мать –алкоголичка, воспитанием отпрыска не занималась, отец бросил семью, за что люто ненавидим сынулей. В общем, имеются все условия для появления настоящего антигероя, антисоциального демона-полукровки.
Играть за антигероев мне всегда нравилось больше чем за «рыцарей без страха и упрека». Коротко эта формула называется «зло борется с еще большим злом». Яркий пример тому - Калеб из Blood, который хоть и истребляет последователей сатанинского культа, но отнюдь не для того, чтобы сделать мир лучше. Также и Белиал сражается лишь для собственного развлечения и удовлетворения чувства мести. Вспомним, что в конце он, ангел-полукровка, поступил со своим врагом более благородно, чем «полноценный» ангел –Саммаэль, ставший предателем.
Но тем не менее, истроия в ОД проста как валенок, я полагаю, ни у кого возражений на этот счет не возникнет. Вообще, я не считаю, что это так уж плохо. Примитивная мотивация ГГ – тоже отсылка к классике, к тому же Blood, хотя не думаю, что это было сделано нарочно.
Далее хочу отметить свое предвзятое отношение к говорящим героям, которое тоже идет от шутеров 90-х: Duke Nukem 3D, Blood, Redneck Rampage, Shadow Warrior… Тогда мало было просто покрошить врагов на фарш, нужно было сделать это с юмором, комментируя происходящее прокуренным/хриплым/другое голосом. Для меня главный герой+awesome voice+one-liners=instant classic. И в случае с ОД озвучка главного героя выполнена просто блестяще. Голос, интонация, саркастические нотки – именно так должен звучать озлобленный на весь мир полудемон. И мне абсолютно по барабану на идиотское содержание и плоский юмор one-liner’ов Белиала(глядя правде в глаза, ему ооочень далеко до того же Дюка) – любая фраза сказанная ТАКИМ голосом - как бальзам на сердце. При должном любопытстве можно выяснить, что Белиала озвучивает Нолан Норт – гуру озвучки 80-го уровня, чьим голосом говорят, в частности, Дрейк из Uncharted и Принц Персии из понятно какой игры.
Ну и наконец, собственно, дизайн нашего героя. Внешний вид Белиала идеально соответствует и его голосу, и его персоналии. Пускай мы не видим его в игре, но всегда больше проникаешься игрой, когда знаешь, как выглядит тот, за кого ты играешь. Дизайн Белиала по-прежнему заставляет меня с восторгом смотреть на художественную составляющею ОД. Cилуэт полукровки одновременно напоминает изображения шумерских богов и сенобайтов из Hellraiser. (Собственно к Hellraiser есть и прямая отсылка – кубик, ака «шкатулка Лемаршана». I see what you did there.
) Шрамы по всей роже говорят о трудном пути к успеху, рога и когтистая лапа всегда напоминает о демоническом происхождении(от себя добавлю, что если бы я была Белиалом, я бы спиливала коготь на указательном пальце, чтобы удобнее было нажимать на курок ^^). Приятно, что концепт артист кроме всего прочего проникнулся проблемой крылатых тварей относительно гардероба и облачил Белиала в корсет, который, в общем-то, один из немногих вариантов того, во что можно одевать персонажей, имеющих за спиной крылья. Проверено на собственно опыте.
Ну что же, поскольку я довольно часто оцениваю игры по их «креативной» стороне, поговорим и об этом.
В первую очередь, это оружие. Новое оружие, чего тогда так ждали от нового ПК. Пускай большинство из пушек – переделанные модели старых. Но насколько тщательно была проработана механика действия! Все функционально, все работает, движется, и при должном внимании можно рассмотреть КАК все это взаимодействует. Визуально оружие под стать главному герою -безумно-демоническое. Такое может быть создано только в мастерских Преисподней, и пользоваться им может только тварь, рожденная там же. Сколько внимания уделено деталям! Мне больше всего нравятся золотые ящерицы и змеи на гранатомете. Это конечно не значит, что в оригинале оружию было уделено меньше внимания, просто по данному критерию ОД стоит с оригиналом на одном уровне: каждая пушка индивидуальна, с узнаваемым силуэтом, который ни с чем не спутаешь. К сожелению того же нельзя сказать о функциональности арсенала. Как не раз отмечалось, гранаты – единственное нововведение, которое действительно было нужно игре. Клинок и голова – довольно сомнительные с точки зрения практического применения артефакты. Ну а остальное... шотган он и есть шотган, тут нечего добавить.
Дизайн монстров. Здесь начинаются противоречия даже у меня. С одной стороны похвально, что разработчики не побоялись ступить на новые территории. Но с другой... у них это не особо получилось. Слишком много персонажей не просто не соответствующих Пейнкиллеру по духу, а просто откровенно идиотских с точки зрения дизайна. И тут, друзья мои, то с чем Mindware только заигрывали при создании Овердоза, в полной мере проявилось в Дримкиллере... Буйство чешской фантазии привысило там все пределы разумного.
Дизайн уровней. Вот тут я осталась практически довольна. За редким исключением локации удались. Каждая с определенной темой и определенной атмосферой. Каждый уровень уникален, и это замечательно. Описывать каждый по отдельности не вижу смысла, замечу лишь, что Ферма ака Мясокомбинат – одна из любимейших локаций в серии в целом. Количество черного юмора зашкаливает.
Ну теперь о минусах. Первый и самый главный, на мой взгляд – это баланс игры в целом. На радостях начав играть на Nightmare, я довольно скоро ощутила всю безудержную суровость чешских разработчиков. Чудовищный дисбаланс отнимает большую долю удовльствия от прохождения. Когда уровень еще не начался, а тебя уже имеют во все края, тут становится не до веселья. Если одни уровни нереально сложные,то другие настолько легкие, что заканчиваешь с +200 здоровья. Выбор карт Таро и условия для карт - просто насмешка. Новые карты Таро не имеют практического применения вообще.
Секреты, которые не нужно искать, за которыми не нужно лазить по вертикальным стенам, аки Спайдермен, отменяют ценность игры для повторного прохождения. Нет свободы исследования, почти нет потайных уголков, скрытых проходов(помню, как радовалась, найдя снеговика в Рагнароке).
Почему-то когда критикуют музыку в ОД, всегда забывают, что уже в Battle Out of Hell саундтрек отшел от стилистики «митоллического» оригинала. Музыка в ОД меня совершенно не напрягает. Некоторые батлы я готова переслушивать снова и снова. Что-то такое в них есть, возможно черный юмор, просочившийся даже в музыку. Но вот, хоть убей, не вспомню ни одного амбиента! И это по сравнению с шикарными амбиентами первого ПК, которые просто врезаются в память.
При всех своих положительных качествах: главный герой, художественная составляющая, обилие чернушного веселья - Овердоз, к сожелению - игра на один раз, к которой не очень тянет возвращаться снова и снова, как это происходит с оригиналом.
Спасибо за чтение тем, кто сумел осилить. Разрешите откланяться.